
Платёжный стикер Sovcom PAY
Полностью заменяет карту «Халва»
Единое расписание: как изменились уроки в школах с сентября 2025
С началом нового учебного года в российских школах появилось единое расписание. Многие представили себе общую таблицу уроков для всей страны, но это не так. Рассказываем, как работают нововведения на практике и в чем их плюсы.
В этой статье:
- Единое расписание уроков: что это
- Как работает на практике
- Что дает школам, детям и родителям
- Обязаны ли школы строго придерживаться норм
- Потенциальные риски
Единое расписание — часть масштабного обновления, которое вступило в силу с 1 сентября 2025 по приказу Минпросвещения. Цель изменений — снизить учебную и психологическую нагрузку на детей и унифицировать образовательный процесс в стране.
Единое расписание уроков: что это
Название вводит в заблуждение. Может показаться, что теперь у всех школьников России одинаковые уроки. Например, понедельник у любого третьеклашки начинается с математики, а у восьмиклассника — заканчивается биологией.
На самом деле — нет. Минпросвещения разработало не жесткий график, обязательный для всех, а общую систему. Ее можно назвать «конструктором» или набором типовых шаблонов.
Всего таких расписаний — 30:
- пять — для начальной школы;
- шесть — для 5–9 классов;
- девятнадцать — для старшей.
Шаблоны учитывают возраст, нагрузку, пятидневный или шестидневный формат учебной недели, направление обучения — например, гуманитарный или технический профиль.
Школа выбирает подходящий учебный план и адаптирует под себя.
Единое расписание — это не одинаковые уроки для всех, а общие правила, которые помогают выстроить учебный ритм.
Как работает на практике
Школа по-прежнему сама решает, во сколько начинать занятия, сколько уроков проводить в день и какие предметы ставить первыми. Главное — соблюдать принципы методических рекомендаций. В их основе, как отмечают в Минобре — научный подход к распределению нагрузки.
Уровни сложности уроков и естественные ритмы
В течение дня внимание и работоспособность ученика меняются по «волнообразной» схеме. Максимальная концентрация приходится на интервал между 10 и 12 часами. В это время ребенку проще усваивать новый материал и решать сложные задачи. После эффективность постепенно снижается.
Чтобы учесть естественные ритмы, учебные предметы поделили по сложности. У каждой дисциплины она своя, выражена в баллах и зависит от класса. Шкалу закрепили в СанПиНе.
Например, для девятиклассника самый сложный предмет — физика, у нее 13 баллов, а для семиклассника — геометрия, которую оценивают в 12 баллов. К легким дисциплинам относят музыку, ИЗО, технологию, ОБЖ и физкультуру.
По рекомендациям предметы ставят в расписание с учетом сложности:
- «тяжелые» — на второй и третий уроки в начальной школе, на второй-четвертый — у остальных классов;
- «легкие» дисциплины могут идти первыми, помогая детям «включиться» в учебный день, или последними, чтобы не перегружать уставшее сознание.
Нагрузку в течение недели распределяют по одному из двух сценариев:
- Постепенно увеличивают к середине, а потом снижают к пятнице. Самые насыщенные дни — вторник и среда.
- Делают среду «облегченной», чтобы дети сделали передышку, восстановили силы перед окончанием учебной недели и не переутомлялись. Вторник и четверг — «пиковые» дни для сложных дисциплин.
В понедельник и пятницу должно быть больше всего легких предметов, чтобы ученик плавно входил в учебную неделю и выходил из нее.
Ежедневные лимиты
Количество и продолжительность уроков строго ограничивают:
- в сентябре первоклашкам нельзя ставить больше трех уроков в день, каждый — 35 минут. С ноября норму увеличивают до четырех. С января занятия длятся по 40 минут и раз в неделю пятым можно провести физкультуру;
- во втором–четвертом классах — максимум пять уроков в день по 45 минут, раз в неделю шестым можно поставить физру;
- в расписании пяти- и шестиклассников — до шести уроков ежедневно;
- с седьмого класса — до семи.
Перемены
Стандартные длятся не менее 10 минут. Большая — 20–30 минут, после второго или третьего уроков. Альтернатива — две длинные перемены по 20 минут.
Проверочные и контрольные работы
Теперь они не должны превышать 10% от учебного времени на каждый предмет в году. Вместо бесконечных «контрольных по расписанию» учителя смогут уделять больше времени объяснениям и практике.
Например, если на иностранный язык в пятом классе выделяют 102 часа в год, то на контрольные и проверочные работы можно потратить не более 10 уроков.
Продолжительность контрольной — один-два урока, проверочной — не больше одного. Проводить их рекомендуют на втором-четвертом уроках в середине учебной недели, когда продуктивность школьников выше, чем в другие дни.
Оценочные работы нужно планировать заранее, чтобы не ставить несколько контрольных в один день.
Топ-5 статей по теме
Лучшие приложения для отслеживания местоположения ребенка
Как мы справились со школьной травлей: одна реальная история со счастливым концом
Как делать уроки без криков и слез: гид для уставших родителей
Воспитательные модули
В расписание встроили обязательные общие уроки:
- Каждый понедельник начинают с «Разговоров о важном» — классного часа, посвященного событиям страны, ценностям и обществу.
- В старших классах раз в неделю проводят урок «Россия — мои горизонты», который помогает школьникам определиться с будущей профессией и познакомиться с вузами и работодателями.
Вторая смена
У школ, работающих в две смены, свои ограничения.
Нельзя проводить «нулевые» уроки до 8:00 утра. Вторую смену должны заканчивать не позднее 19:00, а учиться во второй половине дня не могут первые, пятые, девятые, одиннадцатые и любые классы, где есть дети с .
Что дает школам, детям и родителям
Единое расписание должно решать сразу несколько задач:
- Для учеников — снижать стресс и утомляемость. Нагрузку распределяют равномернее, учитывают биоритмы. Нет гонки между контрольными и перегруза проверочными, которые усиливают тревожность.
- Выравнивать условия обучения, чтобы ребенок из любого региона мог осваивать программу в том же темпе, что и его сверстники в других школах. Так новичку будет легче адаптироваться, если учебное заведение придется поменять.
- Помогать педагогам быстрее и по понятным ориентирам планировать занятия, а сотрудникам, которые отвечают за сетку уроков, — составлять учебный план.
Так образовательный процесс должен становиться более прозрачным и управляемым. Когда школы работают по единым параметрам, должно быть легче выявлять системные проблемы и оказывать поддержку.
Единое расписание синхронизируется с ФООП (Федеральные основные общеобразовательные программы) и санитарными нормами (СанПиН 1.2.3685-21):
- ФООПы задают общие программы обучения по каждому предмету, а расписание гарантирует, что школьники изучат их полноценно и в оптимальном режиме;
- СанПин подтверждает, как важно заботиться о здоровье учеников.
По словам авторов, нововведения в расписании — не попытка всех «уравнять», а шаг к справедливому школьному обучению, где условия не зависят от региона или заведения.
Навык финансовой грамотности важно развивать с детства. Чтобы научить школьника осознанно копить и тратить, оформите специальный детский платежный стикер Халвау.

Управляйте расходами ребенка с Халвой, учите его копить и тратить с выгодой, пользуйтесь кэшбэком и бонусами. Есть геолокация и удобное приложение!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru
Обязаны ли школы строго придерживаться норм
Единое расписание — не жесткая инструкция, а каркас для работы. Минпросвещения говорит, что школы могут адаптировать шаблоны под себя. Министр просвещения Сергей Кравцов подтверждает эту позицию. По его словам, «Каждая школа в зависимости от наличия кадров, школьников, контингента сама устанавливает расписание».
Например, по одному из шаблонов график уроков у шестиклассника на вторник выглядит так:
Школа может воспользоваться этим расписанием или составить свое — с учетом рекомендуемой нагрузки и сложности предметов. Например, так:
Учебные заведения должны соблюдать базовые правила — максимальное количество уроков в день по возрасту, место сложных предметов в расписании, объем домашних заданий, частоту проверочных и контрольных. Но внутри этих рамок есть пространство для маневра.
Так что составлять расписание школы вправе с учетом:
- особенностей учеников. Например, если есть дети с ОВЗ, которым нужна адаптированная программа, или спортсмены, часто пропускающие уроки из-за соревнований;
- количества и загруженности педагогов. Некоторые учителя работают по совместительству, в учебном заведении может быть один физкультурник на всех, а в сельской школе географ — вести еще биологию, химию и обществознание;
- сменности занятий. Во вторую смену сложные предметы сместятся на первый-третий уроки, если ориентироваться на пик работоспособности у детей;
- учебного графика. Четверти, триместры, модули, пятидневная или шестидневная неделя — все это влияет на нагрузку в течение года;
- специальных форматов. Профильные смены, проектные дни и выездные занятия вписывают в общее расписание;
- разделения на группы по некоторым предметам, например по иностранному языку или технологии;
- профильного направления. В старших классах многие школы формируют разные профили — гуманитарный, естественно-научный, технологический. Для каждого распределяют свои предметы;
- локальных условий. Наличие кабинетов, спортзалов и лабораторий — все это учитывают при составлении окончательного расписания.
Потенциальные риски
На практике школы могут столкнуться с серьезными вызовами:
- Кадровый дефицит — самая большая проблема. В регионах не хватает учителей-предметников. Например, в маленькой школе может работать всего один преподаватель физики на среднем и старшем звеньях. У него не получится разорваться и вести занятия у всех классов в оптимальное время — на втором–четвертом уроках. Придется ставить часть занятий на начало или конец учебного дня, нарушая принцип «кривой работоспособности».
- Инфраструктурные ограничения тоже серьезно влияют на расписание. Шаблон предполагает, что каждый предмет преподают в оборудованном кабинете, но на деле классы часто делят помещения. Вторая смена, нехватка лабораторий и спортивных залов мешают соблюдать идеальные интервалы между сложными и легкими уроками.
- Риск излишней формализации. Когда расписание превращается в отчет, а не инструмент, появляются перекосы. Администраторы могут «подогнать» таблицу под шаблон, забывая, что это рекомендации, а не приказ.
Единое расписание не заставляет школы по всей стране учиться одинаково, а помогает выровнять условия и снизить перегрузку. Ключ к успеху — в разумном балансе: соблюдать федеральные стандарты, но гибко адаптировать их под свои условия. Первый год работы в этом режиме покажет, насколько хорошо удалось найти баланс.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи








