
100 коротких поздравлений с днем рождения в прозе
Про школьные годы поговаривают, что они чудесные. Однако порой путь к знаниям омрачается двойками. А за двойки ругают. В школу ходить не хочется. За пропуски — снова двойки.
Разбираемся, как выйти из порочного круга и сделать обучение увлекательным и продуктивным.
Прежде чем искать пути решения, важно понять, почему ребенок стал учиться хуже. Причин много, и они могут сочетаться.
Одна из самых распространенных причин: если ребенок не видит смысла в учебе, не понимает, зачем ему нужны знания, он быстро теряет интерес к их получению.
Задача родителей — помочь связать учебу с будущими целями, например поступлением в вуз или освоением профессии мечты (даже если это водитель троллейбуса).
Исходите из особенностей ребенка: кого-то можно замотивировать мечтой об МГУ, а кому-то нужны бонусы уже в ближайшем будущем, например подарки или вознаграждения.
Виктория Крапивцева
Психолог для родителей подростков, автор канала krapivtseva_psy
«Я не советую поощрять хорошие оценки деньгами, так как школа — это не работа и учиться ребенок должен для себя, а не для родителей. Оплачивая его отметки, вы берете ответственность за учебу на себя, а она должна лежать на ребенке».
Современный мир перегружен информацией, и детям сложно удерживать внимание на одном предмете, особенно если вокруг много отвлекающих факторов.
Это может быть возрастной особенностью (например, кризис семи лет у первоклассников) или же следствием недоразвистости когнитивных функций.
Истощенный ребенок, как бы ни старался, не сможет эффективно учиться. Постоянные недосыпы, отсутствие полноценного отдыха, чрезмерная нагрузка в школе и на допзанятиях в долгосрочной перспективе снижают иммунитет, перегружают нервную систему — а отсюда неврозы и падение успеваемости.
Ребенок может скучать на уроках, если он уже освоил материал до школы. Это приводит к тому, что он теряет интерес и больше не хочет посещать занятия.
По этой причине даже у тех, кто идеально знал все правила и выполнял задания, со временем может снизиться успеваемость по русскому языку, математике и другим предметам.
Особенно актуально для первоклассников или тех, кто переходит в среднюю школу.
Проблемы в общении с одноклассниками, буллинг или сложности во взаимоотношениях с учителем могут сильно влиять на эмоциональное состояние ребенка и его желание учиться.
Постоянные ругань, критика, сравнение с другими детьми (кто из нас любит «сына маминой подруги»?) или чрезмерное давление могут отбить всякое желание учиться и привести к хронической неуверенности в себе.
Беспорядок в расписании и неудобное рабочее место дома мешают сосредоточиться и эффективно выполнять домашние задания.
Выявить точную причину можно, наблюдая за ребенком, его поведением, привычками, а также регулярно общаясь с учителями.
Если в семье принято обсуждать то, что волнует ребенка, если члены семьи привязаны и поддерживают друг друга, проблему будет решить проще.
Для самого ребенка повысить успеваемость в школе — это не только научиться сидеть ровно на одном месте за учебниками, но и сформировать полезные навыки. А задача родителей — ответственно следовать рекомендациям педагогов и психологов.
Косвенно на повышение успеваемости ребенка в школе влияют рабочее место и режим дня. Четкий распорядок дня, включающий время для учебы, отдыха, игр и сна, очень важен. Привычный ритм жизни, с одной стороны, ограничивает свободу; с другой — создает чувство предсказуемости и безопасности.
Важно, чтобы у ребенка было отдельное, комфортное и хорошо освещенное рабочее место.
Уже с первых школьных дней приучайте к тайм-менеджменту: учите разбивать большие задачи на части, использовать планеры или стикеры для записи дел — это избавляет от ощущения дурной бесконечности.
Если у вас есть время и желание, применяйте в формате игры методы работы с информацией. Упражнения вроде таблиц Шульте для скорочтения и зрительной памяти или метод Айвазовского (воспроизведение по памяти увиденного за окном) помогут улучшить когнитивные функции.
Для младших школьников подойдут игры на концентрацию на основе «Корректурной пробы Бурдона» (поиск определенных букв в квадрате) или лабиринты.
Метод «римской комнаты» (он же «метод Цицерона») помогает запомнить большое количество информации, связывая ключевые понятия с предметами в знакомом помещении. Представьте, что вы размещаете таблички с тезисами на разных предметах в хорошо знакомой комнате. Вспоминая ее, вы легко восстановите последовательность понятий.
По большей части от родителей зависит, как ребенок будет относиться к учебе и насколько он будет успешен в школе. Дом должен быть местом, где ребенок чувствует себя в безопасности, где его примут безусловно — независимо от оценок.
Важно, чтобы ребенок знал: что бы ни случилось в школе, дома его всегда поддержат, напомнят, что оценки — не единственный показатель его способностей.
Схема «плохие оценки = ругают, хорошие = хвалят» формирует у ребенка неуверенность в себе. Вместо критики задайте вопросы: «Это задание оказалось слишком сложным?», «Что ты мог бы сделать по-другому?», «Чем я могу тебе помочь?». Это развивает самоанализ и способность справляться с трудностями.
Мотивируйте ребенка учиться лучше, сочетая внутреннюю (интерес к знаниям) и внешнюю (похвала, признание) мотивации. Хвалите за конкретные усилия и достижения: за самостоятельно решенную сложную задачу, за стремление разобраться в теме, а не только за пятерки. Это укрепляет его самооценку и желание стараться.
Не делайте за него домашние задания. Лучше обсуждайте, анализируйте вместе. Например, скучная домашка по истории может перерасти в увлекательную беседу на кухне, где каждый делится своими знаниями.
Для сложных предметов, например математики или русского языка, совместное решение задач или чтение может стать отличным подспорьем.
Следите, чтобы ребенок не переутомлялся. С этим напрямую связана успеваемость детей в школе. Ограничивайте экранное время, обеспечивайте достаточный отдых.
Кроме того, учите вести здоровый образ жизни. Полноценный сон (не менее 8–10 часов для школьника) и сбалансированное питание (обязательный завтрак перед школой) критически важны для концентрации и энергии. Проблемы с завтраком часто связаны с поздним ужином или недосыпом.
Купить на перемене или после уроков сытный и полезный перекус можно, расплатившись платежным стикером «Халвау». Его можно прикрепить на чехол телефона, и так он всегда будет под рукой.
А еще вы всегда будете знать, где ваш ребенок, — в стикер встроен трекер местоположения.
Управляйте расходами ребенка с Халвой, учите его копить и тратить с выгодой, пользуйтесь кэшбэком и бонусами. Есть геолокация и удобное приложение!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru
Если вы видите, что в классе есть ученик, явно нуждающийся в помощи, или, например, тот, кто учился хорошо, а потом внезапно стал получать двойки и тройки, вы тоже можете помочь.
Схема действий: постарайтесь выяснить причину, пообщайтесь с родителями, создайте безопасную и доверительную обстановку, не давите авторитетом и не ругайте.
Виктория Крапивцева
Психолог для родителей подростков, автор канала krapivtseva_psy
«Часто за плохими оценками стоит эмоциональное напряжение и проблемы в семье или социуме.
Ребенок не может хорошо учиться, потому что у него в голове другие проблемы. Школа уходит на второй план. Об этих причинах должны знать родители и педагоги, чтобы помочь ему справиться.
Важно понимать, что означают эти двойки, с чем они связаны, а не ругать или наказывать».
Если, несмотря на все усилия, успеваемость продолжает падать, а ребенок проявляет апатию, тревожность или физическое недомогание, возможно, стоит обратиться к специалистам.
Виктория Крапивцева
Психолог для родителей подростков, автор канала krapivtseva_psy
«Как только психологические трудности разрешатся, у ребенка появятся силы заняться учебой. Родителям важно поддерживать его, возможно, нанять репетитора, если появились пробелы, или самостоятельно помогать с какими-то предметами».
Семейный психотерапевт, нейропсихолог или детский психолог могут помочь выявить скрытые причины трудностей (например, СДВГ, дислексию или эмоциональные проблемы) и разработать индивидуальный план поддержки.
Ольга Уткина
Журналистка, автор проекта Smartoctopus для родителей подростков, мама двоих детей
«Часто родителям кажется, что ребенок ленится, не хочет делать домашние задания, что он какой-то ''плохой'' и на него нужно надавить или наказать. Но на самом деле у низкой успеваемости есть несколько распространенных причин.
Первая — это состояние здоровья. У ребенка может быть недиагностированное СДВГ или, например, анемия. После школы ему просто хочется лечь, у него нет сил. Чтобы продвигаться в учебе, нужны энергия, бодрость и желание двигаться к цели. Если их нет, он просто не будет это делать.
Вторая причина касается детей, которые хорошо учились в младших классах, а потом стали учиться хуже. Часто это связано с тем, что система школьной муштры не формирует естественную мотивацию. Личности ребенка уделяется мало внимания, домашней работы становится слишком много, и это накапливается. К 12–13 годам он уже просто устал.
Третья причина — завышенные ожидания родителей. Они считают, что ребенок обязан учиться только на пятерки, хотя абсолютно нормально, если по любимому предмету у него высокая оценка, а по менее любимому — ниже. Если его не выгоняют из школы, он держит средний балл, это в порядке вещей.
Четвертая причина — атмосфера в школе и классе. Для подростка критически важно иметь друзей. Если их нет или, что хуже, есть травля или конфликт с учителем, это сильно снижает учебную мотивацию.
Кроме того, в 13–14 лет у большинства подростков закономерно снижается интерес к учебе. Если в возрасте 6–12 лет ведущей деятельностью была учеба, дети с энтузиазмом читали книги и шли в школу, в подростковом возрасте главной становится социальная сфера — дружба, первая любовь, установление социальных связей, освоение разных ролей. Учеба просто отходит на второй план, здесь нет ничего страшного.
Если ребенок держит средний балл, какие-то предметы даются лучше, какие-то хуже, он выполняет свои обязанности пусть и без энтузиазма, не прогуливает школу и в целом чувствует себя нормально, это в порядке вещей. Иногда он может попросить остаться дома — это тоже нормально.
Не ожидайте, что все дети должны учиться только на пятерки. Отличники с горящими глазами действительно есть, но их очень мало. Это дети с особым типом нервной системы и темперамента.
Как родители могут повлиять на успеваемость и повысить ее? Для начала разберитесь, почему она низкая. Не действуйте силой, сначала понаблюдайте, а уже потом принимайте решение, что с этим делать».
Помочь ребенку лучше учиться — непростая задача, требующая терпения, понимания и совместных усилий всей семьи. Создавая поддерживающую, стимулирующую среду дома, грамотно реагируя на трудности и искренне интересуясь школьной жизнью, родители не только помогут ребенку улучшить оценки, но и воспитают в нем любовь к знаниям, уверенность в своих силах и способность самостоятельно преодолевать жизненные вызовы.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк»
Похожие статьи