Не считаю нужным поддерживать беседу с таксистом или парикмахером, если не хочу. Вежливое молчание — тоже норма
Я журналист и почти всю жизнь работаю в городской газете. Разговаривать с людьми — часть моей работы: задавать вопросы, запускать диалог, вытаскивать из собеседников истории, находить темы для публикаций. Пообщаться просто так, без служебной надобности, для меня тоже удовольствие. В поликлинике, на детской площадке, в метро — повсюду. Наверное, это профдеформация.
Но иногда разговаривать не хочется вообще, и вежливое молчание — максимум, на который я готова. Когда втягивают в разговор, а я не могу уйти по-английски: не выскочишь же из такси на ходу — внутри кипит.
С возрастом поняла: промолчать, если не расположен к беседе, — норма. Я научилась мягко обозначать границы, чтобы не обидеть человека и не чувствовать себя неловко.
Откуда пошло, что «молчать — это грубо»
С детства нас учат вежливости, внушают, что воспитанный человек должен при встрече улыбнуться (пусть дежурно), быть (или казаться) приветливым, поддерживать разговор «из уважения».
Многие сотрудники сферы обслуживания считают фоновую беседу с клиентом частью сервиса. Так они демонстрируют внимание, пытаются расположить к себе.
А мы, даже видя, что болтовня за рулем или с ножницами и расческой в руках лишь развлечение, ее не обрываем. Как же — вдруг сочтут высокомерными или грубиянами.
Это ловушка взаимных ожиданий. Та сторона думает: «Клиент ждет внимания», а мы: «Человеку нужно общение».
Однако помолчать — не значит нагрубить. Грубость — это хамский, резкий, обесценивающий ответ.
Чувство «я должен быть удобным» часто испытывают люди, которые привыкли откликаться, поддерживать беседу. Это характерно и для эмпатов. Но разве они аниматоры?
Как я выстраиваю личные границы
Не буду напоминать о высоком уровне стресса и тревожности. Жизнь непроста. Поездка в такси или час у парикмахера — пауза, передышка, время прийти в себя.
Людмила
Автор
«На днях я возвращалась домой после сложного интервью. Вызвала машину. Голова гудит, в телефоне куча непрочитанных сообщений. Пролистаю и буду смотреть в окно.
Водитель бодр: “Как прошел день? Вы чем занимаетесь, если не секрет? Ляжет к Новому году снег, как думаете?” Раньше я бы вздохнула и отыграла “вежливого собеседника”. И выползла у парадной еще более выжатой.
Теперь — нет: надела наушники и кивнула на смартфон — надо просмотреть мессенджеры, ответить на письма. Сработало».
Если таксист словоохотливый, просто так не сдается, отвечаю односложно (в идеале нечленораздельно), вздыхаю, закатываю глаза, отворачиваюсь к окну, делаю звонки.
Можно обозначить позицию явно. Фразы, которые спасают:
- «Если честно, очень устала, можно я просто помолчу?»;
- «Спасибо, что спрашиваете, но я сегодня не самый разговорчивый пассажир. Ничего, если отвечу на сообщения в мессенджерах?»;
- «С вами приятно поговорить, но я совсем вымоталась. Давайте побудем в тишине»;
- «Спасибо за вопрос, но я без сил. Если вы не против, тихонько посижу»;
- «Было бы здорово пообщаться, но сегодня не мой день. По поездке и маршруту, конечно, отвечу»;
- «Извините, мне нужна тишина. Ничего личного».
Говорю спокойно, без агрессии. Я не обесцениваю человека, не грублю, но обозначаю мое состояние.
По моим наблюдениям, примерно треть пассажиров — молчаливые клиенты. И я точно не первый странный человек, который хочет обойтись без трепа.
Чаще всего в ответ слышу: «Конечно, без проблем», «Как скажете», «Отдыхайте».
С парикмахерами аналогично. Тоже не встанешь из кресла с тюрбаном из полотенца на голове, спасаясь от болтуна.
Хорошо, что стричься хожу к знакомому мастеру и меня устраивает формат: «Какую оставим длину? Делаю филировку? Челка на правую сторону?».
Если хочу расспросить про баночки для укладки волос или какой выбрать выпрямитель — мне расскажут. Байки типа «Ой, мне тут клиентка рассказала» тактично останавливаю.
Что мне дает молчание
Когда перестаешь насильно поддерживать разговор, поездки становятся комфортнее:
- слушаешь музыку;
- додумываешь мысли;
- решаешь личные или рабочие вопросы;
- наслаждаешься моментом.
Молчание, пока тебя обслуживают, — не показатель невоспитанности. Коммуницировать по своему желанию — часть моей свободы. Разумеется, речь не идет о случаях, когда просят о помощи и есть угроза жизни и здоровью.
И да, я имею право в следующий раз пойти к другому стилисту или поставить низкую оценку навязчивому водителю.
Завтра, может быть, я забросаю случайного собеседника вопросами. Но я не обязана разговаривать всегда, со всеми и повсюду.
Когда ищу тишины, я не капризничаю, не барствую, а забочусь о своих ресурсах. Спокойное молчание — такая же социальная норма, как и заинтересованный разговор.
Лучшие статьи за неделю
Актуальные и самые интересные тексты будут приходить вам на e-mail
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи






