
День автомобилиста в России: когда отмечать, что дарить и как поздравить
«Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи», — звучит как здравое планирование. Но ни один бренд не стоит того, чтобы ради него голодать, экономить на лекарствах и базовых потребностях.
«Богатыми бедняками» называют людей, которые тратят больше денег, чем могут себе позволить. У них дорогой телефон, брендовая одежда, шикарные отпуска, но на завтрак доширак, а в ванной отваливается плитка.
Кто-то скажет: живут не по средствам. Кто-то поддержит: деньги обесценятся, а радость от хорошей вещи — нет. Попробуем разобраться вместе с психологами, какие перспективы у «богатых бедняков», что делать, если узнали в них себя и что не так с формулировкой.
Представьте двух человек, которые мерзнут на остановке, поджидая автобус. У каждого в копилке 50 000 рублей, оба готовы потратить их, чтобы больше не мерзнуть.
Один купит теплые ботинки и пуховик, вложившись один раз на несколько лет. Другой потратится на подержанную машину, пару раз гордо обгонит опоздавший автобус, а потом увязнет в кредитах, потому что купить авто смог, а как содержать — не подумал. О таких людях и поговорим.
Они не транжиры: умеют экономить, избегают импульсивных покупок, могут откладывать на имиджевую покупку месяцами. Но за счет базовых трат и планирования.
Прежде чем обсуждать, что не так с «богатыми бедняками», напомним, что не так с названием. Богатые бедняки — не научный термин, а фраза из лексикона коучей. Тех самых, что плодят мифы о «мышлении бедности», сравнивают работу с рабством, хвалятся успешной жизнью в кредит. Их лексикон эмоционально заряженный, манипулятивный, не имеющий отношения к серьезной психологии и финансовой грамотности.
В России черту бедности устанавливает Росстат. В 2025 году она проходит чуть ниже 17 000 рублей. Общественное мнение проводит границу выше, по доходу около 45 000 рублей.
Слово «бедняк» в принципе некорректно, так как определяет человека по не зависящему от него свойству. Правильнее — бедный, живущий за чертой бедности, то есть не способный закрыть базовые потребности в еде, жилье, одежде, лечении.
Привычка покупать вещи не по средствам существует давно. Просто сегодня у людей больше возможностей выглядеть богаче, чем на самом деле.
Евгения Шеншина
Генеральный директор инвестиционной платформы «The Деньги»
«Еще на рубеже XIX–XX веков американский социолог Веблен описал “праздный класс” — людей, осознанно выбирающих дорогие вещи ради престижа, потребляющих напоказ.
Сегодня статусное потребление актуально для людей с низким или нестабильным доходом. Кредиты, займы, горящие скидки создают иллюзию, что дорогие вещи доступны. К большим тратам толкают социальные сети, брендомания, шопинг-терапия».
Психолог Инна Щичко отмечает, что люди, живущие не по средствам, больше всего переживают за социальный статус и пренебрегают базовыми потребностями. Такой человек питается сухарями, чтобы хватило на классные туфли, терпит зубную боль, чтобы накопить на модный гаджет.
«Павлины с пустым желудком» — так называет их финансовый консультант Анна Осокина. Не очень деликатно, но отражает, насколько «казаться» важнее, чем «быть».
Привычка жить не по средствам — опыт, который тоже может быть полезен. Это опыт решил определенные проблемы, в чем-то облегчил жизнь, даже принес бонусы. Какие — рассказывает эксперт.
Анна Осокина
Финансовый консультант
.jpg)
Тип личности человека: почему одни копят деньги, а другие транжирят
Евгения Шеншина добавляет, что плюсы статусных трат ощутимы для тех, кто нуждается в репутационной маске: продавцов, торговых представителей, финансовых консультантов, руководителей.
Минусов куда больше: растут долги, нет подушки безопасности. Не получается отложить на жилье, машину, хорошее образование, накапливается только психическая усталость. Самооценка зависит от вещей, человек верит, что встречают по одежке, но забывает, что провожают все-таки по уму.
Поэтому, оценив полученные бонусы, стоит постепенно «приземлить» расходы.
Чувство вины — плохой советчик. Важно не ругать себя за привычки, а увидеть, как именно они ухудшают жизнь. Эксперты снова помогли выделить ключевые риски жизни не по средствам:
Анна Осокина
Финансовый консультант
Не нужно ставить красивую жизнь на стоп. Нужно уменьшить разрыв между внешним и внутренним, позаботиться о себе в будущем, прислушаться к себе настоящему.
У людей с необоснованно дорогими покупками та же проблема, что у импульсивных покупателей: траты прикладывают подорожник к эмоциональным травмам. Поэтому так трудно взять и перестать тратить меньше или перейти на дешевые аналоги. Экономия ударит по самооценке, развалит образ, который человек создавал годами, — что, в свою очередь, толкнет к новым покупкам, возможно, еще более бессмысленным.
Чтобы не попасть в ловушку , которая упорно соревновалась с миллионершей из журнала, разберитесь с собой. Что вы на самом деле покупаете — популярность, защиту, заботу?
Дальше мы объединили советы от специалистов по финансам и психологии. Важно работать в обоих направлениях, иначе ничего не получится.
Александра Метальникова
Психолог-консультант
«Учитесь управлять стрессом — это база. Попробуйте гимнастику Джекобсона, дыхание Стрельниковой, прогулки, работу со страхами, правильное питание.
Выстраивайте сообщество. Ищите людей, которые вам нужны и важны, общение с которыми согревает душу и наполняет жизнь. Это сложно, но это тоже база.
Корректируйте стратегию. Накопили с мизерной зарплаты на нужную дорогую вещь — честь вам и хвала. Это как пройти марафон маленькими шагами. Спустили деньги на бесполезное, но статусное — пробежали эту же дистанцию на ходулях, навредили себе».

Что больше портит человека – деньги или их отсутствие
Инна Щичко, эксперт по работе с выгоранием и тревогой, подчеркивает, что важно работать с обесценивающими мыслями о своем социальном статусе — например, через майндфулнес. Ее опыт работы с финансовыми запросами показывает, что переход к практичному человеку занимает полгода-год терапии.
Деньги, комфорт, благополучие для многих из нас были в детстве запретными темами. Богатство портит людей, честным трудом много не заработаешь — мы слышали это в семье, видели в фильмах. Росли на сказках о Золушках и Настеньках, учились молча страдать и ничего не просить.
Взамен массовая культура предложила только потребление. Реклама и инфлюенсеры убеждают, что забота о себе лежит в бесконечных покупках, а ты — то, что ты покупаешь.
С точки зрения маркетинга платить надо за все. У настоящей женщины должна быть коллекция сумок, туфель, косметолог раз в месяц. У мужчины — дорогие часы, парфюм, машина. У счастливого ребенка — гаджеты, платные секции.
Куда и сколько тратить, решает кто-то другой: блогер, звезда рекламы, знакомый (возможно, также живущий не по средствам). Это марафон без финиша: всегда найдется новая «морковка».
Казалось бы, выход — осознанное потребление. Купи брендовую куртку, но одну. Сумку найди в секонд-хенде, там те же бренды, только красиво состарившиеся. Высыпайся, подними ферритин, двигайся, и не понадобится чудо-крем от кругов под глазами.
Но для человека, который только что выстроил образ себя-успешного, покупать в секонд-хенде — как трогать воду, когда хочется нырнуть. Нужны мощные внутренние опоры, чтобы ощутить свою ценность без статусных трат, и здоровое окружение, где судят не по одежке. Все это занимает годы, а стильная куртка — вот она.
Тем не менее, навести порядок в расходах можно, не дожидаясь инсайтов. Держите 10 правил от экспертов Евгении Шеншиной и Анны Осокиной.
Введите «карантин» на крупные покупки. Увидели крутую вещь? Дайте себе две недели на подумать. Если спустя время все еще кажется, что это нужная вещь — тогда покупайте.
Включайте практичность: вещь должна окупаться и быть ликвидной.
Соблюдайте цифровую гигиену: меньше зависайте в соцсетях, почистите подписки на сервисы развлечений».
Выпишите траты за месяц и посмотрите, куда утекают деньги. Иногда статусные вещи «съедают» меньше денег, чем статусные расходы: перекусы в хорошем кафе, такси, мелкий шоппинг.
От стакана кофе вы вряд ли обеднеете, но рестораны по пятницам «съедят» даже прочный бюджет.
Если берете кредит, рассчитайте полную стоимость с процентами и возможными штрафами. Сравнив результат со стоимостью покупки, вы увидите, сколько переплатите. Следите, чтобы платежи по кредитам не выходили за 20% дохода.
Пользуйтесь рассрочкой: там нет процентов. С картой «Халва» вам доступен полный набор грамотного шопоголика: кешбэк до 10% при оплате своими деньгами, 260 000+ магазинов-партнеров, акции, бонусы в программе лояльности. Ловите скидки, перечисляйте кешбэк в копилку, откладывайте на мечты.
получили вчера владельцы Халвы
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Возьмите за правило: сначала подушка безопасности, потом дорогие покупки. Подушка должна быть такой, чтобы хватило на три-шесть месяцев без доходов.
Получив зарплату, сразу отправьте 10–20% на накопительный счет или надежные инвестиции. Вы удивитесь, как быстро научитесь укладываться в остаток.
Ведите отдельный бюджет на имиджевые траты. Установите лимит: максимум 5–10% дохода.
Вкладывайтесь в навыки, образование, здоровье, впечатления. Это самая выгодная инвестиция.
Девиз «я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи» мудр, пока вы не берете в долг у себя будущего. Если ради статусной покупки вы экономите на еде, здоровье, отдыхе, стратегию пора менять.
Ищите баланс между мечтой и реальностью — это лучший путь к крепкому бюджету и здоровой психике.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи


.jpg)