
Платёжный стикер Sovcom PAY
Полностью заменяет карту «Халва»
Дидаскалейнофобия: как победить страх школы и учебы
Каждое утро то «болит живот», то «голова кружится», а в глазах настоящий ужас. Это не каприз и не лень. Дидаскалейнофобия — мучительный иррациональный страх перед школой. Ребенок не притворяется. Его организм реагирует на стресс болью и паникой. Игнорировать — значит рисковать его здоровьем и будущим. Рассказываем, как распознать проблему и вернуть ребенку радость учебы.
В этой статье:
- Что такое дидаскалейнофобия
- Как проявляется страх школы
- Почему ребенок боится школы
- Как родители могут помочь детям
- Что делать, если боишься идти в школу: инструкция для подростка
- Какие методики успешно «лечат» школобоязнь
Разобраться со страхами в одиночку часто не получается даже у взрослых. Для детской психики это тем более непосильная задача.
Не списывайте нежелание ходить на уроки только на лень, манипуляции или подростковый максимализм. Присмотритесь к ребенку внимательнее. Если заметите фобические симптомы, нужно действовать.
Что такое дидаскалейнофобия
Термин происходит от двух греческих слов: didasko — «учить», phobos — «страх, ужас». Дидаскалейнофобия — стойкий, чрезмерный страх перед посещением школы или учебной деятельностью. Дети могут бояться школы в целом или испытывать точечные страхи — например, страх уроков, оценок, ответов у доски.
Это не просто «не хочу», ребенок действительно страдает.
По-другому боязнь школы называется сколинофобией.
Если игнорировать такое состояние ребенка, надеяться, что он перерастет свой страх, есть риск, что фобия спровоцирует другие проблемы. Снижение успеваемости — самая безобидная из них. Среди возможных последствий — ухудшение отношений со сверстниками, боязнь общения, стремление к изоляции, снижение самооценки, ментальные расстройства, например устойчивая общая тревога и депрессия.
Как проявляется страх школы
Дидаскалейнофобия бьет по психике и телу.
Чаще всего взрослые замечают изменения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка:
- он становится раздражительным, плачет, иногда с истерикой, накануне нового учебного дня;
- цепляется за родителей перед школой, просит разрешения остаться дома, придумывает отговорки, чтобы не идти;
- любой разговор о школьных буднях вызывает подавленность или злость;
- резко ухудшается успеваемость, школьник теряет интерес к учебе, сбегает с уроков;
- хуже засыпает и беспокойнее спит — могут сниться кошмары о школе;
- жалуется, что с ним никто не дружит или что все учителя злые и ненавидят детей.
Как отличить этот страх от обычного желания прогулять? Прогульщик не боится школы. Он не любит ходить на уроки, потому что бунтует против авторитетов, считает, что учеба — пустая трата времени. Ребенок с таким настроем часто демонстрирует агрессивное поведение в целом.
Фобия школы нередко сопровождается физическими проявлениями и плохим самочувствием. Симптомы обычно возникают вечером воскресенья или утром перед выходом из дома на занятия. Это могут быть:
- тошнота, рвота, боли в животе;
- головная боль, головокружение;
- частые походы в туалет;
- сильная слабость, обморок;
- учащенное сердцебиение, потливость, дрожь;
- панические атаки с одышкой и чувством удушья.
Если у ребенка заболел живот перед контрольной или он говорит, что не хочет возвращаться в школу после каникул, — это еще не значит, что у него развивается дидаскалейнофобия.
Разовые ситуации — нормальная реакция на стресс. Например, часто дети к концу четверти или триместра устают от нагрузки и по утрам собираются на занятия со слезами.
Фобия — это устойчивый страх, который преследует человека регулярно, как только он приближается к «источнику опасности». При этом не всегда дети могут точно объяснить, из-за чего им страшно.
Светлана Берцец
Детский и семейный психолог
«Часто детские страхи усиливает тревожность родителей. Если мама или папа постоянно переживают, как там ребенок без них в школе, чрезмерно опекают, он тоже начинает тревожиться. Тут срабатывает принцип “раз взрослые чего-то боятся, значит, я тоже должен”».
Почему ребенок боится школы
Страх никогда не возникает на пустом месте. Перечислим основные причины, из-за которых может развиться дидаскалейнофобия.
Боязнь неизвестного
Новая среда, правила, чужие взрослые и дети, необходимость быть ответственным и самостоятельным — это стресс. Мозг ребенка воспринимает неизвестность как угрозу.
Сепарация от родителей и адаптация к новому этапу жизни может вызывать у младших школьников тревогу, которая в свою очередь может развиться в фобию.
Светлана Берцец
Детский и семейный психолог
«Если фобия школы проявляется у ребенка, который только готовится идти в первый класс, скорее всего, его пугает неизвестность. Он боится, потому что не знает, что его ждет, или кто-то напугал его страшилками про школу и злобных учителей.
Иногда причина в родителях, которые не хотят, чтобы ребенок взрослел, и неосознанно передают ему этот сигнал. Тогда он воспринимает школу как нечто негативное, потому что если он туда пойдет, то перестанет быть маленьким.
Постарайтесь разобраться, из-за чего на самом деле переживает ребенок. Попробуйте начать разговор так: “Представь, что один мальчик собирается утром в школу, но не хочет туда идти, потому что боится. Как думаешь, что его может пугать?”
Не факт, что ребенок сразу сформулирует свои истинные страхи. Аккуратно расспрашивайте, уточняйте, что такого плохого и ужасного может случиться в школе. Не торопитесь.
Без осуждения и критики позвольте поделиться чувствами и переживаниями, дайте место детским тревогам и страхам. Покажите, что принимаете их, — не высмеивайте, не говорите, что это ерунда. Посочувствуйте.
Подумайте, что может уменьшить страх ребенка, и предложите ему такие решения.
Можно поиграть в школу или в конфликты с одноклассниками и учителями, если они — причина детской тревоги».
Давление «стандартов»
Если в семье стыдят за оценки ниже «отлично», а ребенку сложно даются какие-то предметы, он будет постоянно переживать, что совершит ошибку, разочарует и не оправдает ожиданий.
Перфекционизм родителей, завышенные требования, публичные унижения за двойку у доски формируют панический страх неудач и отбивают желание ходить в школу.
Конфликт с учителем
Незаслуженные упреки и наказания, занижение оценок, грубость, сарказм педагога разрушают чувство безопасности. Ребенок боится не предмета, а конкретного человека.
Минздрав РФ называет несправедливое отношение классного руководителя одним из главных психотравмирующих факторов в младшем школьном возрасте. Когда ученик чувствует, что на фоне других детей его не принимают, это развивает тревожность.
Проблемы социализации
Дети с низкой самооценкой часто боятся осуждения, новых знакомств, публичных выступлений, когда «весь класс смотрит на тебя одного».
Если ребенок не вписывается в коллектив, чувствует себя «не таким, как все», изгоем, он будет воспринимать школу как враждебную среду и всеми силами постарается избегать этого места.
Такие страхи особенно актуальны для пубертата. Подростки, как правило, склонны переживать из-за чужого мнения, преувеличивать свои недостатки и реакцию окружающих на них.
Светлана Берцец
Детский и семейный психолог
«Когда мы работаем со страхом школы, важно разобраться, какие переживания его вызывают и подпитывают.
По моему опыту, чаще всего ребенок боится быть неуспешным, ошибаться, не соответствовать требованиям, которые к нему предъявляют. Он может бояться коммуникаций со сверстниками или учителями, если у него был негативный опыт, не получается найти контакт или он не уверен в себе.
Другая распространенная причина — страх, что за неудачи в учебе и другие сложности родители осудят, застыдят, обидят, накажут физически».
Травля
Буллинг — одна из самых разрушительных причин дидаскалейнофобии. Это не просто конфликты между детьми, а систематическое агрессивное поведение со стороны сверстников по отношению к конкретному человеку — насмешки, унижения, причинение физического вреда.
Для жертвы школа превращается в территорию постоянной угрозы, где боль причиняют не только обидчики, но и равнодушие окружающих.
По данным опроса ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин сталкивался с травлей в школе. Каждый пятый участник исследования отметил, что буллингу подвергались его дети или внуки.
Перегрузка и выгорание
Слишком много уроков, объемные домашние задания, каждый день кружки или репетиторы… Когда у ребенка нет времени на полноценный отдых, его нервная система истощается. В такой ситуации необходимость снова идти в школу становится триггером срыва.
Нейроособенности
Иногда школьник не успевает за классом из-за дислексии, дисграфии, СДВГ. Если эти особенности развития не выявили вовремя и от ученика требуют больше, чем ему по силам, ругают за невнимательность и за то, что «не старается», он может чувствовать себя глупым.
А когда из-за трудностей в школе ребенку кажется, что он неполноценный, есть риск, что все, связанное с учебой, станет источником тревоги и страха.
При подозрениях на дислексию, дисграфию или СДВГ обратитесь к неврологу или логопеду.
Семейные проблемы
Скандалы между папой и мамой, развод родителей, болезнь близкого родственника — когда рушатся опоры в семье, школа кажется опасной. Ребенок боится уйти из дома, потому что на подсознательном уровне переживает: «А вдруг что-то случится, пока меня нет?»
Как родители могут помочь детям
Главное правило для взрослых — не бездействовать. Вот список практических шагов, которые стоит предпринять:
- Не отвергайте детский страх. Не говорите ребенку: «Не выдумывай!», «Ты же мужчина!», «Ты уже большая, а боишься!». Скажите: «Я вижу, тебе страшно. Я с тобой. Мы разберемся».
- Установите доверительный контакт. Разговаривайте без осуждения: «Что самое страшное для тебя в школе?». Используйте «я-сообщения»: «Я волнуюсь, когда ты плачешь по утрам. Давай поймем причину».
- Разберитесь, что подпитывает фобию. Расспросите педагогов о поведении, успехах и конфликтах ребенка. Свяжитесь со школьным психологом. Проанализируйте режим дня: нет ли перегрузок?
- Снизьте давление. Делайте акцент на усилиях, а не на оценках. Разрешите ошибаться. Не наказывайте за плохие отметки.
- Создайте позитивные ассоциации. Придумайте ритуал после уроков, например совместное чаепитие, прогулку, игру.
- Дайте почувствовать, что вы рядом. Больше общайтесь, проводите время вместе, делитесь впечатлениями.
- Если возможно, забирайте ребенка сразу после занятий, не оставляя на продленку, пока его состояние не улучшится.
Обратитесь к специалисту. Детский психолог подберет подходящую по возрасту и ситуации методику, поможет разобраться, что вызывает страх, и проработать его.
Как правило, чтобы справиться с фобиями, нужно время. Вписать затраты на психолога в бюджет поможет Халва. Оплачивайте крупные покупки частями в беспроцентную рассрочку, чтобы без проблем выделить деньги на терапию.

Рассрочка без переплат, кэшбэк, выгодная копилка с ежемесячным процентом на остаток!
Оценивайте свои финансовые возможности и риски.
Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Что делать, если боишься идти в школу: инструкция для подростка
Если ты читаешь это, значит, школа для тебя — источник постоянных негативных переживаний. С твоей тревогой можно справиться — или для начала уменьшить ее силу. Главное, не бездействовать.
Вот что можно сделать прямо сейчас:
- Пойми, чего конкретно ты боишься. Задай себе вопрос: «Что самое страшное может случиться в школе?» Например: «Меня будут унижать», «Я опозорюсь у доски», «Я не успею написать контрольную».
- Постарайся понять, когда именно начинается паника, например перед кабинетом математики, когда вызывают к доске или на перемене в толпе.
- Не молчи! Расскажи о страхе тому, кому доверяешь: маме, папе, старшей сестре, тренеру, педагогу, с которым ты в хороших отношениях. Взрослые найдут способ тебе помочь.
- Если тебя травят, обязательно сообщи об этом родным или учителям. Остановить буллинг могут только взрослые.
- Найди опору в школьных стенах. Один человек — уже поддержка. Это может быть адекватный одноклассник или ученик из другого класса. Договорись с ним: «Когда мне станет плохо, я подойду к тебе или посижу рядом».
- Обратись к школьному психологу. Он научит тебя управлять тревогой, а не убегать от нее. Если накроет страх, ты сможешь прийти за поддержкой и почувствовать себя в безопасности. Это не стыдно! Многие подростки проходят через такой опыт.
Какие методики успешно «лечат» школобоязнь
Работа с дидаскалейнофобией требует системного подхода. Вот какие методы помогают справиться со страхом:
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — традиционный подход к лечению тревожных расстройств. Помогает выявить иррациональные мысли («Я обязательно провалюсь», «Все надо мной смеются») и заменить их на реалистичные («Я могу сделать ошибку, но это не конец света», «Не все меня осуждают»).
- Игровая терапия — ее используют для младших школьников. Через игру, рисунки, сказки ребенок безопасно выражает страх, проигрывает сложные ситуации и находит решения.
- Тренинг социальных навыков. Если страх связан с общением, детей учат распознавать свои и чужие эмоции, отстаивать границы, начинать и поддерживать разговор.
- Семейная терапия. Работает, когда причина фобии — гиперопека, перфекционизм родителей или напряженная ситуация дома.
- Арт-терапия — рисование, занятия музыкой, танцы. Творчество помогает снять напряжение и выразить свои переживания.
- Школьные программы антибуллинга. Если причина дидаскалейнофобии — травля, необходимы системные меры в школе и работа психолога с классом.
Эти советы — не медицинская рекомендация. Если вы столкнулись со школьной фобией у ребенка, проконсультируйтесь с психологом или неврологом.
Медикаменты назначает только психиатр при тяжелых формах, обычно в сочетании с психотерапией.
Светлана Берцец
Детский и семейный психолог
«Страх — это защитная реакция организма, когда мы сталкиваемся с чем-то очень трудным и непреодолимым для себя. Важно не ломать этот механизм, а выстроить новую, более эффективную защиту, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности.
Главное, чтобы дети в такой ситуации понимали, что могут на вас рассчитывать и опираться.
Всегда старайтесь действовать в интересах ребенка. Если необходимо, дайте ему передышку — пусть пропустит несколько дней учебы, чтобы напряжение спало и вы в спокойной обстановке могли выяснить, в чем причина страхов.
В некоторых случаях разумно перейти на домашнее обучение или просто в другую школу».
Дидаскалейнофобия — не приговор. Это сигнал, что ребенку нужна помощь и понимание. Чем раньше вы распознаете тревогу и начнете действовать, тем быстрее школа перестанет быть источником страха.
Опирайтесь на специалистов и верьте в своего ребенка. Путь к спокойствию может быть долгим, но каждая маленькая победа над страхом — шаг к свободной и радостной жизни.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.
Узнавайте о новых статьях
Актуальные и самые интересные статьи будут приходить на вашу электронную почту
Нажимая на кнопку, я выражаю согласие на обработку персональных данных и подтверждаю, что ознакомлен с Политикой обработки персональных данных и принимаю Правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от ПАО «Совкомбанк».
Похожие статьи










